Штрихи к портрету современного читателя

     


Приобщить современных детей к чтению довольно сложно. Каждый приход читателя в школьную библиотеку чаще всего связан с выполнением необходимого задания по литературе, истории или другим предметам. Но, несмотря на так называемый "кризис чтения" в школе, и в наше время есть дети, интересующиеся чтением книг. Одна из основных задач школьной библиотеки – развитие и поддержание интереса читателей к книге. Чтобы успешно справиться с этой задачей, библиотекарю необходимо хорошо знать индивидуальные особенности читателя, а также общие черты, присущие им, то есть понимать, что один читатель не похож на другого. Исходя из многолетней практики работы в школьной библиотеке и моих наблюдений, среди читателей я бы выделила четыре основных типа.
Первый.
Читатель разносторонних интересов, у которого имеется четко выраженный преобладающий интерес к книгам определенной отрасли знаний. У таких детей в читательском формуляре десятки названий книг самой неожиданной тематики. И все же, если внимательно изучить список прочитанных им книг, можно легко установить, что в этом списке явное предпочтение книгам по конкретному интересу. С такими читателями легко работать, т.к. часто помощь библиотекаря им не нужна. Они сами хорошо ориентируются на книжных полках, могут посоветовать книги другим ребятам. Такой тип читателей можно рассматривать как своего рода агентов, которые популяризируют чтение среди ребят, но, к сожалению, они составляют не более 10 % от общего количества абонентов библиотеки и, в основном, это обучающиеся из среднего звена школы.

Второй.
Читатель с разносторонними читательскими интересами, но без ярко выраженного стержневого интереса. У таких ребят, как правило, также в карточке записано немало книг разнообразной тематики, но понять чему отдается больше предпочтения сразу неясно. Интересы такого читателя можно направлять, формируя его вкусы и учитывая желания. Тематические подборки, знакомство с новинками литературы, общение с читателями первого типа – все это может заинтересовать и определить предпочтения читателей. Этот тип составляет 27%. В основном это дети из начального и среднего звена.

Третий.
Читатель с узким кругом читательских интересов, но имеющих четкий стержневой профориентационный интерес. У таких абонентов в карточке не увидишь многообразия книг, какого-то поиска по интересам, но можно четко проследить выбор книг конкретной тематики, будь то биология или история и т.д. Но такой тип читателя тоже интересен, так как библиотекарь может заранее предугадать, что будет выбрано им на книжной полке. Таких детей, определившихся с предпочтением, всего 5% от общего количества абонентов школьной библиотеки. В основном это представители старшего звена.

Четвертый.
Читатель, у которого нет четко выраженного преобладающего интереса в какой- либо области знаний. Ему все нравится. Он сам почти не выбирает книги в библиотеке. Что предложит библиотекарь или товарищ - то он и читает. Каждая книга кажется ему одинаково интересной. Поэтому, когда его спрашивают, какие книги он больше всего любит, то такой читатель затрудняется ответить. Практика показывает, что именно четвертый тип - это тип непостоянного читателя и, если вовремя его не увлечь чтением, (например, предложить интересную подборку книг, рассказать о новинках и т. д.), то можно потерять их как читателя. Среди сегодняшних посетителей библиотеки - это самый распространенный тип (58%), в который входят представителя всех звеньев школы.

Какие же можно сделать выводы, исходя из данного деления читателей по типу? К преобладанию какого типа должен стремиться библиотекарь в своей работе?
Конечно же, идеальный вариант читателей - первый. У таких детей разносторонние интересы, и предпочтения книгам определенной отрасли знаний – лишь многогранное расширение их кругозора.
Разносторонность читательских интересов (это второй тип) имеет также важнейшее значение - на их фоне формируется стержневой интерес. Необходимо помнить, что этот процесс происходит в теснейшей взаимосвязи: чем богаче, обширнее круг интересов личности читателя, тем глубже и устойчивее стержневой, преобладающий интерес. Работа библиотекаря с читателями первого и второго типа требует тоже немалого внимания. Сохранить интерес обучающихся к чтению на долгие года -вот одна из главных задач школьной библиотеки.
Читатели третьего типа – это скажем «проблема» для библиотекаря, так как хочется удержать и заинтересовать читателя, но часто абоненту нечего предложить, ведь школьная библиотека не богата книгами узкой тематики. В такой ситуации библиотекарь может попытаться переориентировать его в читательских интересах, приблизив ко второму типу.
Основной «рабочий материал» для библиотекаря – это, конечно же, читатели четвертого типа (самый распространенный). Именно в работе с ними он должен использовать все свое мастерство приобщения детей к чтению. Стремиться к тому, чтобы обучающиеся пополняли ряды читателей школьной библиотеки и стали достойными представителями первого и второго типа читателей и не столь важно на каком этапе школьной жизни это произошло, путь к чтению у каждого свой

Комментариев нет:

Отправить комментарий